Ехать или лететь?
По какому принципу человек делает выбор между разными видами транспорта? Предпочитает ли он то, что «быстрее доедет»? Чем объясняется любовь к тем или иным средствам передвижения? И почему дилемма «самолет или поезд» для некоторых становится причиной отказаться от отпуска, а другие заранее знают ответ на этот вопрос?
При выборе подходящего для путешествия вида транспорта нам приходится учитывать несколько основных факторов:
- Цена. На первый взгляд – самое главное, а при ближайшем рассмотрении – самое относительное. Автобусный и железнодорожный билеты от Москвы до Краснодара теоретически могут стоить одинаково . Купив за эти деньги билет на поезд, вы получаете сутки утомительного пути в мало предсказуемых условиях и с такими же попутчиками. На полет вы потратите максимум 8 часов – если учесть очередь на паспортный контроль по вылету, то же самое, но по прилету, и дорогу до аэропорта со всеми пробками. Таким образом, получается, что решающее значение имеет не цена, а баланс стоимости и скорости.
- Комфорт. Да, билет на самолет может стоить дешево. Но вряд ли за эти деньги вы получите новый лайнер с креслами, обтянутыми кожей питона и стоящими в полутора метрах друг от друга. Комфорт эконом-класса – это наличие горячего питания и лампочки над креслом. Впрочем, в российских поездах обстановка еще прекраснее, чем в российских самолетах: жесткие полки, благоухающий туалет и кондиционеры системы «окно открытое дребезжащее». Отдельные несколько строк стоит посвятить попутчикам. Вероятность того, что сосед по креслу или полке даст вам выспаться или хотя бы пару часов спокойно почитать книгу – 50. Но в самолете вам придется терпеть его от силы полдня (при очень долгом перелете), а в поезде это могут быть и сутки, и двое. Разница ощутима.
- Безопасность. На железной дороге есть своя статистика аварий, которую можно противопоставить авиационной. От происшествий не застрахованы даже жители и гости европейских стран. Так, например, в феврале 2010 года в Бельгии, в пригороде Брюсселя, столкнулись два пассажирских поезда. При этом 18 человек погибли и 171 пассажир получил ранения. Аргумент противников авиации «В поезде выше шансы выжить», конечно, можно считать условно-утешительным. Но в целом железная дорога и воздушные пути по уровню безопасности ненамного отстоят друг от друга. По расчетам МЧС, передвигаться на поезде всего в три раза безопаснее, чем на самолете (но в десять раз безопаснее, чем на автомобиле). При этом мало кто из путешественников знает хотя бы примерный порядок действий при аварии на железной дороге – в поездах, к сожалению, не проводят такой инструктаж, как в самолетах.
- Надежность. Этот фактор особенно важен для тех, кому необходимо прибыть на «конечную» в четко обозначенное время. График движения и его соблюдение для них очень важны. К сожалению, воздушное сообщение напрямую зависит от метеоусловий, поэтому в целом вероятность задержки больше. С другой стороны, поезда тоже порою выбиваются из графика.
- Удобство дальнейшего передвижения. Сам по себе этот фактор не является решающим. Но он может повлиять на окончательный выбор, например, при огромной разнице в цене билетов и удобном расположении железнодорожной станции. Большая часть аэропортов и в России, и в других странах находится за городом – того требуют нормы безопасности. И когда от аэропорта нужно проехать еще километров сто, доплатив за это треть от цены билета, а железнодорожный вокзал стоит за два квартала от пункта назначения – чаша весов может склониться в сторону поезда.
- Состояние здоровья. Иногда аргумент «В самолете меня укачивает» является более серьезным, чем любые финансовые ограничения. Но иногда путешественники, страдающие «морской болезнью», решают мужественно потерпеть неприятные симптомы – например, ради экономии во времени. Не следует забывать, что при некоторых состояниях организма авиаперелеты и вовсе запрещены. А при наличии хронических недугов долгое путешествие на поезде может осложниться.
- Личные ощущения. Слова «А я еще не летал на самолете» или «Хочу взглянуть на землю с высоты птичьего полета» порой перевешивают и страх, и неуверенность, и даже чисто практические соображения могут перед этим капитулировать. Особенно в тех случаях, когда хочется попасть на другой континент, куда на поезде точно не доедешь. И наоборот – есть люди, которые не променяют поезд ни на что, поскольку это их любимый вид транспорта. Они отдыхают в дороге – это их удовольствие и их право. Но для сравнения стоит хотя бы раз попробовать и то, и другое.
Другие статьи
- Вступаем в альянс: насколько это выгодно?
В последнее время стало очень модно говорить «для авиаперелетов я выбираю только современные альянсы». Но непосвященному в дела авиабизнеса порой трудно понять суть данной фразы. Что представляют собой данные альянсы? Если говорить очень просто - профессиональные союзы. Авиакомпании при эт.. - Когда лететь страшно… но нужно!
- Египет, Турция – это закрытый для меня рай, - однажды пожаловалась моя приятельница, – недоступные пространства. Авиаперелеты и высота – самые страшные слова в моей жизни. Людей, которые дрожат и паникуют в самолетах, не так уж и мало. Обычно их монолог сводится к перечислению альтернативных с.. - Модные классы обслуживания
80% самолетов, как правило, занято пассажирами экономического класса. Это не случайно - цена низкая, уровень обслуживания терпимый. Все только мечтают полетать хоть разочек первым или бизнес-классом, но пока лишь 10% путешественников могут себе это позволить. Не спешите расстраиваться! Авиако.. - Чем недовольны авиапассажиры?
Много ли вы знаете людей, не имеющих никаких претензий ни к одной авиакомпании? Как правило, жалобы и предложения возникают у всех, кто летал больше одного раза. Так чем же чаще всего бывают недовольны воздушные путешественники? Среди ответов на вопрос «На что жалуемся?» можно выделить неско.. - Синдром эконом-класса
Сколько времени человек может находиться без движения? Очень недолго. Даже во сне мы ворочаемся, шевелимся, то есть не лежим абсолютно спокойно. Человеческий организм создан для динамики, а не для статики. У специалистов даже есть понятие «двигательный голод». Он возникает при вынужденной неподвижн..