Синдром эконом-класса
Сколько времени человек может находиться без движения? Очень недолго. Даже во сне мы ворочаемся, шевелимся, то есть не лежим абсолютно спокойно. Человеческий организм создан для динамики, а не для статики. У специалистов даже есть понятие «двигательный голод». Он возникает при вынужденной неподвижности – в том чисел и при авиаперелетах.
Ограничение в движении несет с собой массу неприятных последствий. Одно из самых коварных – так называемый «синдром эконом-класса». Именно этим пугают нас специалисты-медики. И действительно – при длительной неподвижности в сосудах нижних конечностей может случиться застой крови. Скопившаяся жидкость давит на стенки вен, в результате чего они ослабевают, тонус сосудов падает. Кровоток замедляется, а при этом недалеко и до образования тромбов – кровяные сгустки. А это очень и очень плохо, так как они могут закупорить один из сосудов. Таким образом, чем дольше вы пребываете в неподвижности, тем выше риск, что возникнет тромбоз глубоких вен нижних конечностей.
Само понятие «синдром эконом-класса» впервые было озвучено в 1977 году, в работе под названием «Пульмональная тромбоэмболия после путешествий». Однако сейчас рекомендуется использовать другой, более точный термин - «тромбоз путешественника», поскольку этот синдром возникает не только при перелетах. Причиной его становится именно длительная неподвижность, которая имеет место и при путешествиях на поездах и автобусах. Однако там возможность перемещаться все-таки больше. Кроме того, на авиапассажиров влияют перепады давления при взлете и посадке.
Риск тромбоза повышается:- при беременности
- при ожирении
- при употреблении гормональных препаратов
- при заболеваниях, повышающих свертываемость крови
- при злокачественных опухолях
- при варикозном расширении вен
- при недавно перенесенной или текущей потере подвижности
- при болезнях сердца и сосудов.
Это вовсе не значит, что во всех названных случаях нельзя путешествовать по воздуху. Но это более чем достаточное основание для того, чтобы проконсультироваться у врача перед перелетом. Он посоветует эффективные профилактические меры. А вот самостоятельно их выбрать вы вряд ли сможете. Посмотрим на примере.
Самые частые советы относительно угрозы тромбоза, которые встречаются в журналах и в интернете – «выпить перед полетом полтаблетки аспирина» и «надеть компрессионные гольфы». Но даже им нельзя следовать слепо. Тот же самый аспирин противопоказан при некоторых болезненных состояниях: сердечной, почечной или печеночной недостаточности, язвенных заболеваниях желудка, а также в первом и последнем триместре беременности. С осторожностью его следует применять при подагре, бронхиальной астме, неконтролируемом повышении артериального давления. Если не задумываться обо всем этом заранее, следование «добрым советам» может повлечь за собой большие осложнения.
А что насчет компрессионного трикотажа – чулок, колготок, гольф? Это действительно хорошее средство для поддержания тонуса сосудов. Существует несколько видов такой одежды. Но каждый соответствует определенному состоянию сосудов, поэтому нельзя покупать компрессионные носки или гольфы «вслепую». Подбирать их должен врач–флеболог или сосудистый хирург с учетом состояния ваших вен!
А есть ли методы заботы о своем здоровье, которые не требуют рецептов и рекомендаций врача?
Самый простой – больше двигайтесь во время путешествия. Конечно, в салоне самолета это сложно – там вообще немного места, но можно найти способ. Рекомендуется каждый час вставать и несколько раз прохаживаться по салону туда-обратно.
Выполняйте простые физические упражнения. Когда мышцы ног напрягаются, они работают как насос, помогающий крови подниматься по венам к сердцу. Если вы стесняетесь приседать в проходе или не хотите мешать другим пассажирам, выполняйте упражнения в кресле. Самое простое – двигать ногами и ступнями в течение 3-4 минут в час. Можно поднимать и опускать ноги, насколько позволяет пространство, 20-30 раз поджать и снова вытянуть пальцы ног – при этом напрягается множество мелких мышц.
Старайтесь сидеть так, чтобы угол в колене был не острым, а прямым или тупым: если вы сильно сгибаете ногу, кровоток в сосудах затрудняется.
Уберите все, что ограничит вашу подвижность. Не размещайте ручную кладь так, что вам придется поджимать ноги – для вещей есть верхние полки. Не надевайте в полет тесной одежды и обуви. Это стесняет движения и сдавливает сосуды. Опытные авиапутешественники летают босиком или в носках!
Пейте в полете больше воды или сока и меньше чая, кофе и алкоголя. При обезвоживании организма кровь сгущается, и риск появления тромбов растет.
Счастливого путешествия!
Другие статьи
- Фитнес на борту
Практически все, кто хотя бы один раз летал, жалуются на усталость в спине и плечах и затекшие ноги. Кроме того, многие считают, что такое состояние в самолете – это норма и ничего нельзя изменить. Данные личности заявляют: «Если пассажиры хотят быстро добраться до пункта назначения, то и неудобст.. - Рейтинги безопасности авиакомпаний: можно ли доверять им?
Каждый день мы сталкиваемся с самыми разными рейтингами и списками. Пассажирская авиация – не исключение. Воздушных перевозчиков «сортируют» особенно часто и активно: самые пунктуальные, самые комфортные, самые крупные, самые лучшие, самые худшие, самые…. Но центральное место в этом разнообразии за.. - Как не «пролететь» с авиабилетом?
Купить билет на самолет пока гораздо сложнее, чем на автобус или даже поезд. Хоть и начинаются продажи заранее, но на популярные направления билеты расходятся, как горячие пирожки. Уж наиболее удобные места – точно. Чтобы место вам точно досталось, причем именно то, которое приглянулось, и была.. - Ехать или лететь?
По какому принципу человек делает выбор между разными видами транспорта? Предпочитает ли он то, что «быстрее доедет»? Чем объясняется любовь к тем или иным средствам передвижения? И почему дилемма «самолет или поезд» для некоторых становится причиной отказаться от отпуска, а другие заранее знают от.. - Тарифы и скидки: для тех, кто хочет путешествовать без переплат
Авиабилеты на один и тот же рейс порой могут стоить по-разному. От чего это зависит? Перевозчик вправе разделять билеты для продажи сразу по нескольким тарифам. Если пассажир не успел или не знал о таком негласном правиле авиакомпаний, то его перелет будет стоить на порядок выше, чем у гра..