Синдром эконом-класса
Сколько времени человек может находиться без движения? Очень недолго. Даже во сне мы ворочаемся, шевелимся, то есть не лежим абсолютно спокойно. Человеческий организм создан для динамики, а не для статики. У специалистов даже есть понятие «двигательный голод». Он возникает при вынужденной неподвижности – в том чисел и при авиаперелетах.
Ограничение в движении несет с собой массу неприятных последствий. Одно из самых коварных – так называемый «синдром эконом-класса». Именно этим пугают нас специалисты-медики. И действительно – при длительной неподвижности в сосудах нижних конечностей может случиться застой крови. Скопившаяся жидкость давит на стенки вен, в результате чего они ослабевают, тонус сосудов падает. Кровоток замедляется, а при этом недалеко и до образования тромбов – кровяные сгустки. А это очень и очень плохо, так как они могут закупорить один из сосудов. Таким образом, чем дольше вы пребываете в неподвижности, тем выше риск, что возникнет тромбоз глубоких вен нижних конечностей.
Само понятие «синдром эконом-класса» впервые было озвучено в 1977 году, в работе под названием «Пульмональная тромбоэмболия после путешествий». Однако сейчас рекомендуется использовать другой, более точный термин - «тромбоз путешественника», поскольку этот синдром возникает не только при перелетах. Причиной его становится именно длительная неподвижность, которая имеет место и при путешествиях на поездах и автобусах. Однако там возможность перемещаться все-таки больше. Кроме того, на авиапассажиров влияют перепады давления при взлете и посадке.
Риск тромбоза повышается:- при беременности
- при ожирении
- при употреблении гормональных препаратов
- при заболеваниях, повышающих свертываемость крови
- при злокачественных опухолях
- при варикозном расширении вен
- при недавно перенесенной или текущей потере подвижности
- при болезнях сердца и сосудов.
Это вовсе не значит, что во всех названных случаях нельзя путешествовать по воздуху. Но это более чем достаточное основание для того, чтобы проконсультироваться у врача перед перелетом. Он посоветует эффективные профилактические меры. А вот самостоятельно их выбрать вы вряд ли сможете. Посмотрим на примере.
Самые частые советы относительно угрозы тромбоза, которые встречаются в журналах и в интернете – «выпить перед полетом полтаблетки аспирина» и «надеть компрессионные гольфы». Но даже им нельзя следовать слепо. Тот же самый аспирин противопоказан при некоторых болезненных состояниях: сердечной, почечной или печеночной недостаточности, язвенных заболеваниях желудка, а также в первом и последнем триместре беременности. С осторожностью его следует применять при подагре, бронхиальной астме, неконтролируемом повышении артериального давления. Если не задумываться обо всем этом заранее, следование «добрым советам» может повлечь за собой большие осложнения.
А что насчет компрессионного трикотажа – чулок, колготок, гольф? Это действительно хорошее средство для поддержания тонуса сосудов. Существует несколько видов такой одежды. Но каждый соответствует определенному состоянию сосудов, поэтому нельзя покупать компрессионные носки или гольфы «вслепую». Подбирать их должен врач–флеболог или сосудистый хирург с учетом состояния ваших вен!
А есть ли методы заботы о своем здоровье, которые не требуют рецептов и рекомендаций врача?
Самый простой – больше двигайтесь во время путешествия. Конечно, в салоне самолета это сложно – там вообще немного места, но можно найти способ. Рекомендуется каждый час вставать и несколько раз прохаживаться по салону туда-обратно.
Выполняйте простые физические упражнения. Когда мышцы ног напрягаются, они работают как насос, помогающий крови подниматься по венам к сердцу. Если вы стесняетесь приседать в проходе или не хотите мешать другим пассажирам, выполняйте упражнения в кресле. Самое простое – двигать ногами и ступнями в течение 3-4 минут в час. Можно поднимать и опускать ноги, насколько позволяет пространство, 20-30 раз поджать и снова вытянуть пальцы ног – при этом напрягается множество мелких мышц.
Старайтесь сидеть так, чтобы угол в колене был не острым, а прямым или тупым: если вы сильно сгибаете ногу, кровоток в сосудах затрудняется.
Уберите все, что ограничит вашу подвижность. Не размещайте ручную кладь так, что вам придется поджимать ноги – для вещей есть верхние полки. Не надевайте в полет тесной одежды и обуви. Это стесняет движения и сдавливает сосуды. Опытные авиапутешественники летают босиком или в носках!
Пейте в полете больше воды или сока и меньше чая, кофе и алкоголя. При обезвоживании организма кровь сгущается, и риск появления тромбов растет.
Счастливого путешествия!
Другие статьи
- Ужас потери багажа!
У каждого сотого пассажира теряется багаж в аэропорту. Страх не получить свои вещи по прилету порой преследует людей много лет. Как с ним бороться? Это довольно сложно. Нужно попробовать минимизировать риск потери вещей. Единственный способ, который дает 100% гарантию – это просто ничего не сдават.. - Пропуск в небо.
Авиабилет. Он бывает и ручным (по старинке), и автоматически копирующимся, и билетом-купоном, и даже электронным. Для человека непосвященного такая система классификации – темный лес. Разницы-то почти не чувствуется. Ведь главное, чтобы на самолет пустили, а уж по какому документу – не так и.. - У страха глаза велики.
«Бесплатный сыр только в мышеловке» - чаще всего именно так люди аргументируют свой отказ лететь чартерным рейсом. Билет на него на 30-40% дешевле, чем на аналогичный регулярный рейс. Подозрительно? Отнюдь. Топливные сборы в обоих случаях одинаковы. Качество самолетов – одинаковое. Более того ре.. - Ох уж эти аэропорты
Я, как и многие другие, люблю летать. Аэропорт, самолет, приятное волнение перед посадкой ассоциируются у меня с предстоящим незабываемым путешествием. Ничто не сможет, казалось бы, испортить настроение! Не тут - то было! Не забывайте, что с вами может произойти все, что угодно, например, неудачная.. - Стоит ли курить в самолете?
Сколько людей в России курят? По данным статистики за 2009 год - более половины населения. Ужасающие цифры, но от них никуда не деться. Автор этого материала тоже долго пребывала в числе курильщиков. В начале этого пагубного пути я, конечно же, думала, что смогу бросить в любой момент. Но не тут-то..