Рейтинги безопасности авиакомпаний: можно ли доверять им?
Каждый день мы сталкиваемся с самыми разными рейтингами и списками. Пассажирская авиация – не исключение. Воздушных перевозчиков «сортируют» особенно часто и активно: самые пунктуальные, самые комфортные, самые крупные, самые лучшие, самые худшие, самые…. Но центральное место в этом разнообразии занимают рейтинги надежности и безопасности. Признайтесь честно: вы ведь хоть раз, да интересовались, у какой компании упало меньше всего самолетов? А есть ли вообще на земле хоть один авиапассажир, который ни разу не задавался этим вопросом?
Когда мы подходим к вопросам безопасности вплотную, нет-нет да и появляются сомнения – а можно ли вообще доверять этим рейтингам? В Европе перечень один, в США - другой, в интернациональном списке половины авиакомпаний вообще нет, а из русских имеется только одна, и то в конце – несмотря на то, что она существует уже 70 лет. И как же быть? Стоит ли принимать подобную информацию во внимание? И на какие авторитетные источники при этом ориентироваться?
Казалось бы, в столь важном вопросе расхождений и противоречий вообще не должно быть. Есть такая вещь, как неумолимая статистика – именно на ее основе и должны составляться достоверные рейтинги. Информацию об авиапроисшествиях во всем мире собирает Бюро по расследованию несчастных случаев при авиаперелетах - Jet Airliner Crash Data Evaluation Center (JACDEC). Оно же рассчитывает индекс надежности – при этом используются такие данные, как год основания компании, объем перевозок, количество допущенных ею аварий, число жертв а также время работы без происшествий. Таким образом, на первых местах в списке оказываются авиалинии с самой лучшей репутацией.
Методика JACDEC достаточно проста, а получающиеся рейтинги можно назвать математически достоверными. Но и здесь есть свой нюанс. Данные о происшествиях систематизируются и учитываются отнюдь не со дня первого полета в гражданской авиации. JACDEC ведет свою статистику с 1973 года. За более ранними сведениями можно обратиться в другие источники – государственные архивы, СМИ, и, конечно же, к самим авиакомпаниям. Крупные воздушные перевозчики, конечно, не заинтересованы в том, чтобы скрывать информацию о себе. Они стремятся к доверию и прозрачности – и именно потому даже данные об аварийности выкладывают в открытый доступ.
А как насчет тех предприятий, которые сознательно скрывают «личную» статистику авиапроисшествий? В серьезных рейтингах такие авиалинии обычно оказываются в конце списка, с лаконичной пометкой «н\д» - нет данных. «Скорее это плохо, нежели хорошо», - думает среднестатистический пассажир. Соответственно, и отношение к «партизанам» будет более настороженным.
Рейтинги на основе данных JACDEC периодически публикуются в различных СМИ. Именно там, по большому счету, путешественники и находят ответы на свои вопросы о безопасности. Однако и здесь есть свои «подводные камни». На пути к широкой аудитории информация может исказиться – особенно если данные не перепроверяются достаточно тщательно. А это в современных СМИ, к сожалению, не редкость. Именно поэтому за важными сведениями путешественники все чаще обращаются к оригинальным источникам. Сейчас, когда быстрый и бесплатный доступ в интернет есть даже в самых маленьких провинциальных аэропортах, это стало просто как никогда.
Кроме глобальных, у многих государств есть также свои «внутренние» рейтинги авиационной безопасности. Как правило, они составляются по тому же принципу, что и у JACDEC. Но при просмотре таких списков тоже нужно внимание, и обращать его стоит на несколько принципиальных моментов. Во-первых, составитель должен указать, все ли авиапредприятия страны он охватил, или в список входит только их часть. Второй важный фактор – год, с которого ведется отсчет. Если для одной авиакомпании берется статистика за 10 лет, а для другой – только за последние два года, нетрудно догадаться, в чью пользу возможен «перекос».
Подведем итог: какими же качествами обладает грамотно составленный рейтинг надежности авиакомпаний?
- Вам должно быть понятно, по каким принципам составлялся список: входят ли сюда самые крупные авиакомпании мира, или все предприятия Европы, или авиалинии одной отдельно взятой страны, и т.п.
- Составитель обязан дать краткое пояснение, по каким «разрядам» он сортировал участников. Простое перечисление названий в столбик доверия у пассажиров не вызывает. Чаще всего рейтинги выглядят как таблица, где указан год создания каждой компании, число авиакатастроф и погибших, индекс надежности и другие необходимые данные.
- В рейтинге обязательно должна быть ссылка на источник. Лучше всего, если в материале будет пометка «на основе данных JACDEC».
- И обязательно обратите внимание на дату составления списка. Даже самая скурупулезно собранная статистика периодически устаревает и нуждается в обновлениях.
Другие статьи
- Мы же тоже люди!
Один из московских аэропортов, зал регистрации. В очереди - женщина в инвалидной коляске. Она протягивает свой паспорт и билет работнику авиакомпании. Та, мельком взглянув на документы, говорит, что не посадит беспомощного инвалида на борт без сопровождения. А то вдруг ей станет плохо, ведь стюарде.. - Чем недовольны авиапассажиры?
Много ли вы знаете людей, не имеющих никаких претензий ни к одной авиакомпании? Как правило, жалобы и предложения возникают у всех, кто летал больше одного раза. Так чем же чаще всего бывают недовольны воздушные путешественники? Среди ответов на вопрос «На что жалуемся?» можно выделить неско.. - Чартер - авиаперевозки по заказу
Чартерные перелеты для россиян – давно уже не экзотика. Но тем не менее у многих путешественников периодически возникают вопросы, связанные с подобными перевозками. Что же нужно знать о чартерных рейсах - особенно если вы собираетесь ими воспользоваться? Английский глагол сharter, от которог.. - Самые впечатляющие аэропорты мира
В этом материале я хочу рассказать о нескольких аэропортах, которые поразили меня своей величественной красотой. Отдых в тропическом лесу! Неизвестно, куда может закинуть судьба, и где вы проведете следующий отпуск? Вполне возможно, что вам предстоит сделать пересадку в сказочном Сингапуре. Здес.. - Посредники – это удобно.
«Хочешь, чтобы работа была выполнена хорошо - сделай ее сам». Увы, эта мудрость в современном мире оправдывается далеко не всегда. Есть перечень дел, который у человека несведущего отнимет массу времени, сил, а результаты могут стать причиной дополнительных расходов. Например, самостоятельная п..